Нонна Александровна Яковлева

Нонна Александровна

Яковлева

Микеланджело. Сотворение Адама
Биография

Яковлева Нонна Александровна, доктор искусствоведения (с 1990), профессор (с 1991), член Союза художников России (с 1985), действительный член Академии гуманитарных наук (скончавшейся в Бозе), член Ассоциации искусствоведов и критиков. Родилась 21 июня 1936 года в Ленинграде, в семье служащих. Житель блокадного Ленинграда.

Школу окончила в 1954 году с золотой медалью. Окончила два высших учебных заведения: в 1959 – Государственный педагогический институт имени Герцена по историко-филологическому факультету и в 1969 - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина – по факультету теории и истории искусства (тема дипломной работы – «Н.К.Крупская об образе В.И.Ленина в искусстве»). В несколько усеченном виде дипломная работа, отмеченная Дипломом первой степени Министерства просвещения СССР, была опубликована в журнале «Искусство». В ходе подготовки к написанию дипломной работы «перепахала» такие архивы, как Центральный партийный и архив РСФСР, что помогло многое понять и оценить трезво и объективно задолго до того, как это сделали многие из молодых моих современников. Конечно, закрытым для меня остался фонд №1 с наиболее одиозными письмами В.И.Ленина. Потому он оставался для нас альтернативой современному руководству страны, не отличавшемуся интеллигентностью. В процессе этой работы вышла на тему исторического портрета, из которой впоследствии родилась проблема жанров, которой занимаюсь о сю пору. Убеждена в том, что нет дурных тем – есть плохие исследователи (это в ответ на одну реплику в мой адрес на сайте о. Андрея Кураева, к которому лично отношусь в большим уважением. А его книгу о романе «Мастер и Маргарита» почитаю блестящим исследованием).

По окончании первого вуза с 1959 по 1967 год работала учительницей русского языка, литературы и истории в Ленинграде (281 и 266 школы Ленинского района), а затем в Братске Иркутской области (школа № 20 и 13) и Чите - по месту службы мужа. Годы работы в школе вспоминаю как самые прекрасные в жизни. Ушла из школы, когда в 1965 году была резко сокращена гуманитарная составляющая в пользу трудового обучения и возвращено 10-летнее образование вместо одиннадцатилетнего.

Получила достаточно широкую известность в узких педагогических кругах докладом по проблемам эстетического воспитания школьников на Педагогических чтениях Сибири и Дальнего Востока в июне 1965 года. Доклад был отмечен первой премией, опубликован в “Учительской газете” в виде полосы с портретом автора, в центральном педагогическом журнале того времени “Народное образование” и прошел по стране и за рубежом в сокращенном виде как материал всесоюзного Агентства печати “Новости”. Несколько лет сотрудничала с центральным педагогическим органом печати - “Учительской газетой” в качестве внештатного и собственного корреспондента (по Чите и Дальнему Востоку). Ушла из журналистики после введения цензуры, когда началась вивисекторская правка авторских материалов.

Работая в Научно-исследовательском институте общего образования взрослых Академии педагогических наук в Ленинграде, завершила искусствоведческое образование. В 1970 году поступила в аспирантуру при кафедре русского искусства Института имени И.Е.Репина и в 1973 защитила кандидатскую диссертацию по теме «Русский живописный исторический портрет. К проблеме формирования жанра». В 1973 – 1976 годах работала в Научно-исследовательском музее Академии художеств в качестве старшего научного сотрудника, а затем заведующей отделом выставок. Убедившись в том, что музейщик из меня не получится, ушла из музея практически «в никуда» - на полставки в институт культуры профсоюзов проверять контрольные студентов, которым все мировое искусство читали за 18 часов. Получила одновременно почасовую на факультете народов Крайнего Севера и неожиданно, благодаря стечению обстоятельств, была приглашена на худграф на должность доцента.

На факультет я пришла на место двух известных искусствоведов, почитаемых и любимых студентами: Марк Григорьевич Эткинд был под мало убедительным предлогом уволен с работы. Все знали, что истинной причиной было то, что он отказался «осудить» брата – известного филолога Ефима Эткинда за бегство во Францию. 6 сентября, когда учебный год уже начался, заявление об уходе подал Михаил Юрьевич Герман. Так что я, нисколько не причастная к предшествующим событиям и в тот момент не подозревавшая об их подоплеке, оказалась «штрейбрехером», и в конце сентября начала читать историю русского искусства студентам – будущим педагогам. И сейчас поступила бы так же: уверена, что бросать учеников на произвол судьбы нельзя. 33 года - с 1976 по 2009 - работала в Российском государственном педагогическом институте (университете) имени А.И.Герцена: с 1976 - доцент, с 1991 - профессор, с 1992 по 1999 год заведующая кафедрой искусствоведения и методики преподавания изобразительного искусства, а с 2000 по 2009 годы – профессор кафедры художественного образования и музейной педагогики.

В 1989 году была командирована Министерством образования СССР в Хабаровск, где организовала в Хабаровском ГПИ первую за Уралом кафедру теории, истории и методики преподавания художественной культуры, открыла новую специальность и аспирантуру.

В 1996 году прочитала несколько лекций по искусству в Италии, в Пизанском университете – на отделениях славистики и искусствоведения. Факт сей почитаю большим событием в жизни, поскольку он положил начало моей дружбе с милыми людьми в Лукке и регулярным поездкам в этот возлюбленный край.

В 1960-е - 1980-е годы автор и ведущая около 40 телевизионных передач для Братского, Читинского (автор и ведущая телепередач цикла «В мире прекрасного»), Ленинградского (автор и ведущая ряда телепередач цикла «Рассказы о Русском музее»), Хабаровского телевидения (автор и ведущая цикла телепередач «Русская икона»). В Хабаровске получила возможность понять, что православный образ, показанный на телевизионном экране, сохраняет свою благодатную силу и способен умилить душу даже неверующего человека. Области научных исследований: теория изобразительного искусства (проблема жанров живописи), история русского изобразительного искусства, проблемы эстетического воспитания и художественного образования, а также музейной педагогики.

Начиная с 1965 года, опубликовала свыше 140 научных, научно-методических и публицистических работ, в числе которых книги по истории искусства, учебные пособия, статьи в центральных журналах и газетах по проблемам изобразительного искусства, литературы, эстетического воспитания и художественного образования, сценарии телепередач. Особенно продуктивным стало первое десятилетие нового века, когда я оставила организационную и – в силу объективных причин – активную лекционную работу. Начиная с 2000 года, активно сотрудничала с молодым, но бурно развивавшимся московским издательством Белый город. За эти годы издательство выпустило 9 моих богато иллюстрированных книг. Волею судьбы я оказалась и автором популярных детских книг о Санкт-Петербурге, о русской исторической живописи и иконе. Книга о Петербурге, положившая начало серии книг для семейного чтения, первоначально была выпущена издательством Спецлит как подарок первоклассникам 1998 и 1999 годов от имени губернатора города (с которым мы однофамильцы, что поначалу породило всевозможные слухи, хотя мы даже не знакомы). Второе издание книги издательством Литера было отмечено дипломом конкурса Серебряная Литера в 2003 году. В том же году книга была выпущена на плохом английском языке и без рисунков, так что успеха не имела – вполне заслуженно. Третье издание (Литера, 2010) было сделано превосходно, хочется особо отметить великолепный макет работы художника В.В.Финогенова.

Сейчас в журнале «Наука и религия» печатается вариант пятой книги серии - «Путешествие с Архивариусом по дороге, ведущей к храму». Сама книга в работе у редакторов Издательства Московской патриархии. Хочется надеяться, что издатели сохранят авторский замысел: ввести детей рука об руку с их родителями в мир православия через культуру и искусство. Еще 4 книги серии «Путешествия с Архивариусом», имеющие гриф Северо-западного отделения Академии образования, ждут своего издателя. Это «Северная Русь», «Киевская Русь», «Держава Московская» и «Путешествие в страну Бранколини (Россия-Италия)» - ждут своего издания.

В настоящее время - профессор кафедры русского искусства Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.

Главным делом своей жизни считаю преподавательскую деятельность. Превыше всего ценю отношение ко мне тех, кто считает себя моими учениками,– и школьников, выпускников 1965 года Братской школы № 13, с которыми по сей день поддерживаю связь, и студентов института А.И.Герцена и Хабаровского ГПИ, и аспирантов, которые удостоили меня чести почитаться их учителем.

Сожалею о том, что в Институт И.Е.Репина пришла столь поздно.

Главное везение моей жизни – мои учители: в школе – Галина Антоновна Носенко, в журналистике – Кирилл Анатольевич Ковалевский, в институте и вообще по жизни – Алла Глебовна Верещагина. И еще в ряд везений могу включить встречу с Андреем Юрьевичем Астаховым, издателем от Бога, который никогда не позволял себе каких бы то ни было вмешательств в авторский текст. Пользуясь случаем, благодарю Андрея и сотрудников издательства «Белый город», особо – Светлану Александровну Шиповалову и всех тех, кто помог мне за 10 лет в полной мере реализовать и опубликовать то, что было накоплено за предшествующие десятилетия.

Главное научное достижение – теоретическая разработка категории жанр и создание жанровой типологии русской живописи, описанной в книге Реализм в русской живописи. История жанровой системы.

Главные книги моей жизни – Реализм в русской живописи (2007) и Русское иконописание. Благодатный образ на Руси и в России (2010), написанная по предложению и настоянию Андрея Астахова. Обе опубликованы издательством Белый город.

Главные нереализованные проекты, осуществление которых считаю для себя важными задачами на оставшееся мне время: издание серии книг для семейного чтения Путешествие с Архивариусом и создание цикла видеоматериалов Вечерняя молитва, основа которого разработана совместно с сотрудниками лаборатории учебных видеоматериалов ЛГПИ им. А.И.Герцена.





Hosted by uCoz