Нонна Александровна Яковлева

Нонна Александровна

Яковлева

Микеланджело. Сотворение Адама
Вернуться к списку статей

Н.А.Яковлева. Двенадцать тезисов о феномене русской иконы.


1.Советская идеологическая машина не зря старалась изолировать «трудящихся» от соприкосновения с благодатным образом. Деятели советской власти несли в своей генетической памяти представление о непреодолимой силе воздействия СЛОВА и ОБРАЗА на душу человека православной ментальности, сформированной под влиянием повседневного общения с иконой и ее благого присутствия.
2.Никакие попытки подорвать веру не действовали в той среде, где происходило живое и постоянное общение с иконой. Мне не пришлось увидеть ни одного атеиста среди сотрудников, а особенно хранителей древнерусских отделов музеев. И не потому, что в них шли работать верующие, а потому, что невозможно не уверовать, находясь под воздействием столь мощного источника веры. Трудно найти неверующего и среди искусствоведов-медиевистов, хотя в трудах своих они вынужденно обходили вопрос о самом главном отличии благодатного образа от произведения искусства.
3.Активная работа с иконой – собирательство, охрана, реставрация, изучение – в атеистическом государстве были возможны и поощряемы потому, что, не являясь только произведением искусства, икона оставалась фактом художественным – феноменом, чувственно воспринимаемым и интеллектуально познаваемым. Иное дело, что феноменальная часть была всего лишь оболочкой – и часто прекрасной оболочкой – благодати Святого Духа, в образе присутствующей.
4. Более того, икона порой столь переполнена благодатью, что люди тонко организованные, не говорю уж о глубоко верующих, могут ощущать истечение благодати как идущее от иконы тепло. Признать этот факт атеистическое сознание, уверяющее, что чудотворение есть всего лишь суеверие, не могло по определению.
5. Икона в миру, вне молитвенного состояния, сохраняет свою благодатную силу даже в воспроизведении. Мне не раз приходилось в этом убеждаться. Расскажу лишь об одном случае, потому что о нем чудом сохранились документальные свидетельства – сочинения студентов. Таких сочинений у меня были сотни, но за ненадобностью они были уничтожены – надежды на то, что они когда-либо могут понадобиться кому-то кроме меня, не было никакой.
В тревожные дни апреля 1990 года на первом курсе исторического факультета Государственного университета во Владивостоке был организован четырехдневный спецкурс по древнерусскому искусству. Ядром спецкурса стала русская икона, при этом демонстрация слайдов по особой методике шла в сопровождении молитв и церковных песнопений, записанных на магнитофон.
В те дни студентов, казалось, интересовала только политика, тот бурный социальный процесс, который сотрясал Россию. Чем могли затронуть тихие лики, процветшие на стареньком школьном экране, души насквозь политизированных, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма молодых историков? Их реакции внешне выражались довольно сдержанно, и я попросила студентов в завершение курса написать маленькое сочинение на одну из тем: Эти четыре дня или Моя Древняя Русь.
Можно было подавать работы без подписи – это была своего рода гарантия защиты авторов. Ведь еще стояла у кормила советская власть!  Безыскусные, порой почти косноязычные, – словно речи человека, долго прожившего вне отчизны и вновь заговорившего на полузабытом родном языке, - признания были искренними, неожиданно одухотворенными, даже возвышенными:
… Эти четыре дня были праздником духовного очищения. Это очень важно. Потому что наша жизнь, к сожалению, дает нам многое, но отнимает чувство собственного достоинства; мы становимся злыми, желчными и даже циниками.  Мы не верим ни во что, мы только отрицаем и даже топчем самое святое. А вы… Вы просто подняли нас с этой грешной земли на небо и дали силы быть добрым, что бы там ни случилось, жалеть друг друга и прощать, не озлобляться все больше и больше, а надеяться.  (…) Мы все измучены, придавлены, мы страдающие циники и страдаем потому, что, не видя истинной красоты, гармонии, искренности, мы не верим в них и говорим, что их как материи нет. Но в душе это стремление к вере, к чистоте живет (…) Жить надо с верой в добро (без подписи).
…Эти четыре дня, вернее, несколько часов… Они пролетали на одном дыхании и очень быстро, что самое грустное в нашей встрече. Но эти часы давали состояние удивительного спокойствия, блаженного спокойствия, которое трудно ощутить в наше время. После этих часов хочется смотреть на мир широко распахнутыми глазами и видеть только хорошее. Такое состояние даже важнее той информации, что мы узнали…(без подписи)
…я совершенно не задумывалась, зачем и почему мы живем. … демонстрация репродукций /икон/ под музыку очень часто вызывала у меня такие чувства, какие очень трудно объяснить; и я бы даже не хотела их объяснять. Было что-то тревожное, все мои поступки проплывали в памяти, я очень жалела, что когда-то что-то сделала не так… Смотрящие с экрана лица  были так внимательны ко мне, так проницательны, от них ничего нельзя было скрыть. Эти лики знали все. Они мне сочувствовали… До сих пор не могу забыть взор Спаса Нерукотворного – эти глаза прожигали насквозь, просвечивали меня, как рентгеном (фу, какое грубое сравнение, но не могу подобрать слов). Я готова была заплакать – так мне стало стыдно за все прошлое мое, а лик Спаса смотрел так понимающе, сочувствующе и все же не прощающе… (без подписи).
…Эти четыре дня (…) вводили нас в мир, доселе еще неизведанный и не понятый нами. Это не столько новые знания, сколько новое мироощущение, мироощущение верующего. Я поняла, что мы не умеем смотреть и видеть, да и живем как-то впопыхах и вприпрыжку (без подписи).
… Глядя на икону, я ощущаю возвышенность души, чувства, как будто кто-то там наверху зовет меня к себе и говорит: «Оглянись на мир на сущий». Икона притягивает меня, в частности, изображения глаз, я не могу отвести взгляд от лика Христа, Богоматери. Мне кажется, что они меня пронизывают своим взглядом, знают мои мысли, настоящее и что со мной будет (без подписи).
…вы меня посвятили в неизвестный завораживающий мир живописи, родивший во мне такое состояние и души, и тела, когда не хочется говорить сухих слов. Хочется улыбаться, прощать, обожать все существующее на земле. Подобное обращение к истокам нашей культуры среди повседневной суеты как маленький глоточек свежего воздуха. (Чупрасова Света).
…с чувством тихой радости и умиротворения благодарю я Вас за то благолепие, которое Вы нам дали за эти 4-ре дня. Никогда в своей жизни я не испытывал подобного счастья, ибо лицезреть образ Господа нашего для меня есть высшее блаженство (без подписи).
…Эти четыре дня внесли в мою жизнь много нового, много новых, не испытанных ранее ощущений. Они заставили меня задуматься над тем, что есть человек, а что есть бог 1. Я очень пожалела, что никогда до этого не читала Библии. Я почувствовала, как ничтожно все суетное в сравнении с тем огромным духовным богатством, какое несет Вера; как сильно мы обнищали духовно и как низко пали мы в своей суетности.
Я уже много раз задумывалась над существованием бога. Ведь не может быть, чтобы такое великолепие создавали люди ради денег. Только Вера, глубокая, искренняя Вера в существо всепрощающего, всеобъемлющего начала смогла подтолкнуть человека к такому духовному совершенству. Мне порой даже становится страшно, что мы лишены этой Веры. Ведь на то мы и люди, чтобы нести всему живому свет и добро, тепло и внимание (без подписи).
…Мне кажется, что такие циклы просто необходимы, чтобы в ежедневной суете не затерялось что-то главное, сущностное, к пониманию чего люди идут всю жизнь  или не идут вовсе (Губарь Елена)
Вместо четырех дней я присутствовал лишь один. Очень жаль, ну что же, хотя бы один… Хотя бы один день (этот день заменит любые четыре дня), проведенный в единении с красотой, с истиной, с Богом…(Ширыборов А.)
И до, и после этого курса мне пришлось читать лекции подобного рода в самых разных аудиториях, проводить занятия в школе, притом в младших классах, и везде реакция была ошеломляюще сходной. Подчеркнем: реакция даже не на сам благодатный оригинал, а на образ, сотканный световым лучом на экране!
6. Людям старшего поколения довелось убедиться в том, что душа нашего народа, хранящая генетическую память о тысячелетнем общении с благодатным образом, в самые тяжелые времена неосознанно ищет благодатный образ, тянется к нему, преодолевая преграды. Достаточно вспомнить, какую роль сыграл образ Пресвятой Троицы во времена Сергия Радонежского. Как уже на наших глазах повторился этот феномен: накануне социальных катаклизмов 1990-х годов в России появилось огромное количество репродукций икон, и прежде всего – Троицы кисти преподобного Андрея Рублева. Но также Ангела Златые власы, Казанской иконы Богоматери и некоторых иных. Они появились на ветровых стеклах автомашин, в офисах и квартирах, продавались в сувенирных лавках, а не только в книжных магазинах и киосках. И снова подчеркнем – это были печатные репродукции, совсем не однозначно оцениваемые Церковью.
7. Размышляя над этими фактами, приходишь к нескольким выводам:
         а) сформированный под мощным воздействием благодатного образа в течение девяти столетий, менталитет нашего народа хранит генетическую память о силе этого воздействия. Более того, все искусство Нового времени сформировано под влиянием этой памяти, обеспечившей духовное своеобразие нашего народа 2;
         б) свойственная русскому человеку (имеющему за плечами череду православных предков, ежедневно не менее двух раз – утром и вечером – обращавших свои взоры к иконе), открытость навстречу благодатному образу делает его душу беззащитной перед всяким визуальным образом. Чудовищное развращение народа во многом обусловлено и этой особенностью его ментальности. Та бесовщина, которая обрушивается с киноэкранов, с экранов телевизоров и дисплеев компьютеров, для русского человека не менее убийственно опасна, нежели «огненная вода» для индейцев или наших северных народностей, в организме которых нет механизма нейтрализации спиртного. При этом самое страшное – это размывание нравственных устоев общества, которое в условиях современной России принимает характер смертельной опасности для нации. Важнейшая задача Церкви и общества в создавшихся условиях – преодоление нравственного кризиса, укрепление духовно-нравственной безопасности нашего народа – не может быть решена без возвращения в поле культуры благодатного образа. И не только в сакральном пространстве храма, но и  путем использования средств массовой информации. И прежде всего - телевидения;
         в) получив достойное экранное воплощение, благодатный образ может и должен стать важнейшим средством исцеления души народа. Для начала  достаточно хотя бы просто представить икону в ее феноменальной составляющей – как произведение искусства, обеспечив необходимую методику создания видеорепродукции  благодатного образа. Не потребуются ни изощренное сопровождение, ни многословные комментарии, хотя, созданные профессионально, они не будут лишними. Нужно прежде всего не мешать проявлениям благодати. При этом использовать все пути, ведущие и к душе, и к разуму человека: прежде всего полноту его чувства – сердечного восприятия и, по возможности, в соответствии с конкретными целями и задачами, – интеллект, помогающий понять смысл образа 3.
8. Методика создания видеорепродукции иконы был разработан творческой группой лаборатории учебного телевидения РГПУ им.А.И.Герцена более 10 лет назад. Тогда мы пытались предложить свои разработки обществу, но ни услышаны, ни востребованы не были, возможно, потому, что опередили время. Может быть, сегодня оно пришло?
9.Выведение иконы в СМИ может и должно сыграть свою компенсаторную роль как противоядие, как средство исцеления души народа. Не менее важно ввести икону в учебный процесс, не нарушая при этом его светского характера. На протяжении 900 лет русская культура была православной – без каких бы то ни было оговорок. Никакие идеологические операции полностью «отменить» этой сути не могли. Вместо того, чтобы затевать ненужную шумную борьбу за новые предметы, на мой взгляд, следовало бы предложить школе такие книги и такие методики, которые не станут подавлять и увечить, искажать и нейтрализовать православную сущность русской культуры, а станут подавать ее в контексте целостного явления, без навязчивости, грамотно и высокопрофессионально.
10. Следует законодательно поддержать право открывать воскресные школы не только при церквях, но в самих школах. При этом не претендовать на монополию православия в деле воспитания, разрешить такую же работу иным конфессиям.
11. Воскресным школам и семье необходима поддержка от государства еще в одном весьма важном направлении. К сожалению, сегодня, уделяя огромное внимание интернету и компьютерной грамотности, власть забывает о значении детского чтения. Однако Интернет не должен и не может – в силу целого ряда обстоятельств - заменить книгу. Книга может послужить средством чрезмерного увлечения компьютером. Поэтому мы должны всячески способствовать изданию детских журналов  и книг – для школы, а также для семейного и самостоятельного чтения. Притом книг с текстом, который дети захотели бы читать, с богатым визуальным рядом, выполненных на высоком полиграфическом уровне. Сегодня таких книг выпускается немало, но они слишком дороги. Их издание ложится достаточно тяжким бременем на тех издателей, которые берутся за это не самое рентабельное дело. Для того, чтобы хорошие детские книги стали доступными по цене и выходили массовыми тиражами, необходимы не столько даже дотации государства, сколько преференции издательствам.
12. Памятуя о том, что православие победило на Руси не огнем и мечом, но СЛОВОМ и ОБРАЗОМ, следует наконец вывести икону – благодатный образ – на экраны телевизоров, сделать великое наследие наших предков достоянием потомков. Мы не имеем права продолжать отступать и мириться с губящим нашу молодежь нравственным кризисом, удовлетворяясь видимыми признаками духовного возрождения России. Этот процесс идет, но мы должны как можно активнее споспешествовать ему, притом у самых истоков – среди обманутой и развращаемой молодежи и особенно – в работе с детьми. Наша культура, в составе которой величайшие силы – слово и образ,  – может стать спасительной прививкой против безнравственности.



1. Цитаты даны в орфографии оригинала.

2. Я попыталась показать это во вводных главах к двум книгам, выпущенным издательством Белый город: Историческая картина в русской живописи. Русская историческая живопись. 2005 и Реализм в русской живописи. История одной жанровой системы, 2007

3. Методика учебной работы с экранным образом описана в главе Феномен русской иконы в методическом пособии Анализ и интерпретация произведения искусства, изданном в 2005 году издательством Высшая школа.


30 мая 2006






Hosted by uCoz