Нонна Александровна Яковлева

Нонна Александровна

Яковлева

Микеланджело. Сотворение Адама
Вернуться к списку статей

Н.А.Яковлева. О серии интерактивных книжек-альбомов для семейного чтения ПУТЕШЕСТВИЯ С АРХИВАРИУСОМ.


Когда-то один из фантастических героев братьев Стругацких, ни в каких мистических настроениях не замеченный, стойкий борец со злом, сказал: «Если в воздухе появится запах серы, я прикажу принять все меры, вплоть до промышленного производства святой воды». Не ручаюсь за точность цитаты, но суть ее и даже фразеология были именно таковы, и принималось это высказывание как метафора, в качестве таковой пройдя вполне в те годы дееспособную цензуру.
Сегодня это предвиденье, к сожалению, обрело вполне реальный смысл. Исключая разве что запах серы. Вкусы сатаны поднялись, как известно, на уровень Прадо, а его появление лишено былых дешевых эффектов. Сатана действует прямо, смело, не прибегая к иносказаниям и угрозам.
…Двое подростков заманивают в гости влюбленную в одного из них девочку в качестве «мяса», топят в ванне, лакомятся свежатиной, а излишки разбрасывают по мусорным бакам…
…В лютые морозы в разных городах собирают трупики новорожденных, в полиэтиленовых мешках вынесенные на помойки…
…Любящий дядюшка годами насилует малолетнюю племянницу и получает в суде оправдательный приговор…
 …Великовозрастные отморозки издеваются над старушкой учительницей, записывают на телефон свои подвиги и выкладывают записи в интернете…
…Молодые бандиты до смерти забивают старика-участника войны и уносят его «похоронные» сбережения, ордена и медали …
Продолжать? Не могу, сердце дает сбой и останавливается. Как в те минуты, когда я, педагог с многолетним стажем, включаю телевизор на главном канале страны, буквально напарываясь на пресловутую «Школу», и вижу опухшие с перепоя лица жадно затягивающихся сигаретой девчонок-старшеклассниц, слышу спокойно и обыденно извергаемые их устами немыслимые, чудовищные признания.
Количество отморозков сегодня в нашей «Святой Руси» перешло все вообразимые пределы. Информация о них со смаком тиражируется общедоступными средствами массовой информации. Порочные модели поведения внедряются в подсознание детей, подростков и взрослых. Бесование на экранах телевизоров переливается всеми красками радуги, и некие граждане - за кулисами, а иногда и выходящие на свет – убедительно доказывают недоказуемое: нет пороков, нет греха, есть либерально-демократическая толерантность, терпимость, умение понять, что все люди разные, и потому недопустимо ограничивать ничью свободу ни в чем. А альтернативой прославляемой ими половой и прочей распущенности, а точнее, разврату, являются только и исключительно ксенофобия и ханжество…
Бесконечные интеллигентские токования, так и именуемые ток-шоу, по поводу падения нравов, отчаянные призывы закрутить гайки, запретить все и вся и вернуться к чистым истокам социалистической и христианской морали напоминают мне бессильное стариковское размахивание сухими кулачками перед упитанной мордой бандита. Когда зло хозяйничает в доме, нужно безбоязненно и решительно употреблять власть. Без малейших колебаний. А мы… Ох, как мы боимся, что кто-то где-то назовет нас нетерпимыми «недодемократами» за то, что в нашей столице запрещают парад геев! Мы только высказываем робкие намерения запретить показ пресловутой «Школы», а уже поднимается вой по поводу возвращения цензуры. Как будто недостаточно пощечины фильма, выпущенного девой Гай и нужно ежедневно вбивать, вбивать и вбивать в головы подростков соблазнительные модели «крутого» поведения, доведенные до умопомрачительной густопсовости!
Как нас страшат обвинения в великодержавном шовинизме и квасном патриотизме за то, что мы пытаемся напомнить те страницы русской истории, которыми смеем гордиться, те качества национального характера, которые достойны не порицания, а уважения. Как трепещем в ожидании перста, указующего на нашу отсталость, за то, что мы делаем робкие попытки напомнить человеку, что он способен почувствовать присутствие Бога в своей страшной обыденности. А ведь все эти обличения в кликушестве и угрозы отлучения от трезвенной европейской цивилизованности призваны пресечь наши попытки возрождения веры наших предков, ибо именно она на протяжении сотен лет укрепляла дух народа во всех его бедствиях и всегда – всегда! – помогала ему снова и снова восстать из пепла.
Боящийся несовершен в любви! Эти слова, сказанные очень давно, имеют смысл вечный, не устаревающий. Не надо бояться быть собой и во имя сохранения человека и вечных человеческих ценностей поднимать меч против зла. Есть вещи, которые необходимо запрещать без малейших колебаний, потому что словами и вообще иными мерами бороться с ними невозможно.


Когда человек доходит до пределов отчаяния, когда сгущается тьма, готовая поглотить то, чем он дорожил, у него есть два выхода: сдаться и погибнуть или собрать все силы и продолжать противиться злу всеми силами, еще остающимися в запасе. И тогда Бог приходит ему на помощь. Начинается «промышленное производство святой воды».
Нам давно пора понять: ни запреты, ни уголовные наказания, самые страшные – вплоть до крайней меры! – не решат главной задачи: нравственного оздоровления и духовного восстановления нации. Здесь нужна иная, самоотверженная, тихая и усердная, неустанная и бережная повседневная работа. Работа, в которой каждый должен найти свое место, свою грядку, которую он умеет и хочет возделывать. Но и ее мы боимся начать в полную силу.

А ведь нужно не столько ломать перья в измышлении логических доказательств бытия Божия, сколько пытаться помочь людям вновь обрести способность слышать шорох архангельских крыльев, о которой на пороге великих бедствий писал некогда мученик за веру отец Павел Флоренский.
Русская Православная Церковь давно добивалась возвращения в школу православия, которое некогда было с кровью выдрано из системы воспитания русского человека. В принципе, для этого вовсе не обязательно было вводить особый предмет не очень понятного содержания. Особенно учитывая опыт дореволюционной гимназии: самыми ярыми гонителями Церкви среди большевиков были бывшие гимназисты, с большим или меньшим успехом прошедшие курс Закона Божия. В наши дни едва ли кто решится отрицать, что великая русская культура того же Х1Х века расцвела на корнях православия. Что и в ХХ веке пресловутый «моральный кодекс строителя коммунизма» был всего лишь модификацией библейских заповедей. Так что достаточно было бы не изгонять с таким трудом укорененный в школе предмет – мировую художественную культуру, а усилить в этом курсе, так же как в русской истории, литературе, изобразительном искусстве (а не просто рисовании как предмете, якобы не обладающем «интеллектуальным потенциалом») и прочих предметах православные компоненты. И всеми силами акцентировать в этих дисциплинах их глубокий воспитательный потенциал - духовно-нравственную составляющую. И, конечно, не чураться, как чумы, проблемы взаимоотношения науки и религии. Во имя воспитания веротерпимости и пропедевтики ксенофобии раз и навсегда перестать открещиваться от иных конфессий и там, где это уместно, дать им место в школьном курсе, тем более заметное, чем большее место они занимают в том или ином регионе. И с этой целью не выживать из учебных планов очень полезного, жизненно необходимого предмета с жутким названием «регионоведение». Именно на уроках, посвященных родному краю, учится человек уважать большие культуры даже самых маленьких народов, рядом с которыми он живет. Как пресловутое МХК распахивает ему окно в мир большой культуры маленького земного шара. В этом случае и вводимые ныне в младших классах «предметы по выбору» духовно-нравственного содержания нашли бы свое законное место – но в старших классах, когда человек, получив достаточную для того базу, может воспринять глубинный смысл  предлагаемых ему истин и осознанно сделать свой выбор.
А параллельно такому «одухотворению» гуманитарных – традиционных – школьных дисциплин государству стоило бы поддержать воскресные школы духовно-нравственного воспитания. Православные и католические, мусульманские, иудейские и иные – по потребности. Тут и серьезных дополнительных материальных вложений делать не надо. Всего лишь предоставить право воскресным школам на законных основаниях по воскресеньям занимать помещение в школе общеобразовательной и позволить использовать необходимую школьную материальную базу. Я не могу себе представить православного батюшку, раввина, ксендза,  муфтия, который отказался бы работать с детьми или потребовал за эту работу больших денег.
Государство пошло по пути, вроде бы более прямому и легкому, но едва ли оптимальному. Впрочем, с чего-то надо начинать. Можно, конечно, и сейчас, когда решение принято, «раскудахтаться под руку», предсказывая дурные последствия начавшейся работы. К примеру, «религиозные войны» на уровне младших и средних классов школы (напомним – предметы вводятся детям начального переходного возраста, наиболее агрессивного у человека). Или отвращение ко всякой религии при насильственном внедрении в юные умы выхолощенных постулатов, преподносимых равнодушным и невежественным наставником и пр. и пр. А можно попытаться понять и помочь, предложить позитивные ходы и дополнительные решения.
…Когда-то, в самом начале 1990-х, на одном из педагогических собраний я вспомнила поразивший меня случай. В деревне Починок, что неподалеку от станции Бологое, один из жителей решил засушить и убрать огромный тополь, который грозил обрушиться на его старенькую избушку. Под корень дерева с осени высыпал несколько пакетов соли. И дерево засохло. Но перед смертью весной, не имея сил распустить листву, оно взрастило и выпустило небывалое количество семян. Дерево спасало своих детей…
Мы потеряли несколько поколений граждан. В их рядах число отморозков приняло катастрофические размеры. Последствия своей преступной халатности мы будем расхлебывать много десятилетий. Сегодня нужно осознать: мы с вами оказались в положении наших предков, вернувшихся после боя на пожарище родного селения. Наши деды и прадеды, благословясь, брали в руки топор и делали почин, а потом так и называли новую деревню – Починок. Сколько их, таких Починков, на Руси – не счесть.  Сегодня нам предстоит такая же работа.
Одно очевидно: начинать восстановление нации из пепла придется с первоистоков.
Отдадим должное власти: принятые правительством меры подняли уровень рождаемости. Следующий необходимый и логичный шаг – это семья, и нужно опять же осознать: не приложив всех возможных усилий к возрождению традиций семейного воспитания, мы ничего не добьемся. В России же эти традиции были в досоветское время мощными во всех слоях общества. Не говорю уж о дворянском домашнем, за два века к 1917 году сильно продвинутом. И в среде крестьянской, и в рабочей городской воспитание было поднято на очень высокий уровень.
Детьми младшими – в тот самый период, когда закладывается духовно-нравственный фундамент личности, - занимались матери. Одни говорили со своими чадами на иностранном языке, правильно ставили руку на фортепьяно, прививали  привычки поведения в обществе. Другие учили прясть и шить, носить маленькие ведра на коромысле так, что и вода не шелохнется, и спинка прямая, как у королевы. Но во всех слоях общества именно семья – если она была нравственно здоровой и полноценной – прививала любовь к окружающему миру, способность сопереживать чужую боль, уважение к старшим, любовь к малым и слабым – все то, что называется милосердием.
И все – мамы и бабушки дворянки, крестьянки, жены купцов и мастеровых – утром и вечером подводили своих чад к иконам, учили осенять себя крестным знамением и истово шептали слова молитвы. Разговаривали с Богом и учили тому детей своих. И каждое утро и каждый вечер человек поднимал глаза и встречался взором с благодатными ликами Спасителя, Богоматери, святых, принимал на душу печать Добра и Света. Каждый день, утром и вечером изо дня в день. Потому что первоначальное воспитание веры – это дело семьи. Именно семья, прежде всего семьи. Это семья приводит дитя в церковь. И сегодня, как тысячу лет назад. Приводит, а точнее, приносит: приходите в воскресный день на литургию в самую маленькую церковь и посмотрите, сколько отцов и матерей подносят своих еще не вставших на ножки чад к причастию.
Смею утверждать: ни духовно-нравственное возрождение нации, ни воспитание столь необходимой сегодня истинной толерантности невозможны без душевной работы семьи. И с семьей. И тут материнским капиталом не обойтись. Как воспитать сегодняшнюю молодую семью, где становление папы или мамы, в то и обоих пришлось на те самые тлетворные девяностые? Наверное, нужна организация подготовки молодых матерей к грядущему материнству. Притом не только на уровне обучения пеленанию и вскармливанию младенца.
Наверное, нужны консультации и клубы молодой семьи.
Недопустимо, чтобы детские книги стоили столь дорого, что не всякая семья может позволить себе их купить. А ведь издатели детских книг не имеют никаких преференций и потому вынуждены зачастую отказываться от их издания. Нужно и многое-многое иное: система воспитания и духовно-нравственной поддержки семьи, созданная государством и разработанная по-настоящему заинтересованными и преданными идее людьми.
Но как живая река, будучи загрязнена, требует, но не ждет помощи тех, кто должен ее очистить, а все свои силы направляет на регенерацию, так и общество упорно, незаметно и неустанно ведет работу по самоочищению.
Как первоцветы на пригретом солнышком пригорке, появляются в нашем измочаленном и избитом обществе первые истинно православные молодые семьи. Их не всегда выделишь в толпе, бегущей по Невскому или Тверской. Их проще высмотреть в храме на литургии. Скромно одетые, с удивительными, не сегодняшними лицами родители с детьми - на руках, в коляске или держащимися за ручку отца и матери. Дети терпеливо слушают непонятное пение и огромными серьезными глазами вглядываются в лица молящихся и в лики на стенах. Мальчики и девочки шепчут священнику на исповеди свои признания, а затем идут со сложенными руками к причастию…
Я не обольщаюсь: среди них есть притворяшки, точно такие, какими мы были в пионерском строю, когда с вроде бы истовым вниманием взирали на возносимое вверх знамя пионерлагеря. Но, так или иначе, помимо лукавого ума, на их души возлагают свою уподобляющую печать благодатные лики, звучат в душах, резонансно отзываясь, звуки молитвенных песнопений, где-то в глубине, на самом дне души оседают представления о грехе и добродетели. И дай Бог здоровья и силы их родителям, которые привели своих чад в храм, с младенчества приучили к молитве, воспитали первичные навыки православной воцерковленности.
Нет, я не пытаюсь поливать смертоносным сахарным сиропом эти первые ростки возрождающегося православного семейного воспитания. Наверное, из числа ребятишек, сегодня исправно посещающих богослужения в обществе папы и мамы, вырастут и грешники, и даже, не попусти, Господи, злодеи. Но ни из одного – в этом я уверена – не вырастет отморозок.
Наш чудо-язык породил это страшное слово и точно припечатал, может быть, самое чудовищное порождение лихих девяностых, буйно раскустившихся на обломках павшей империи. Отморозку как явлению стоило бы посвятить особое исследование, чтобы разобраться в его природе и генезисе. Мы сегодня стоим перед неотложной задачей: научиться противостоять не только размножению и развитию отморозков, но и распознанию уже живущих особей, чтобы найти средства их обезвреживания. И для начала достаточно осознать, что отморозок – это человек, чья душа, однажды попав в невыносимую ситуацию, омертвела, гниет заживо и отравляет продуктами разложения его самого и все вокруг. Отморозок не имеет понятия о грехе – по определению. Потому он не знает пощады и мук совести. Он не способен к состраданию и сочувствию и потому ему свойственна полная бесчувственность и безжалостность. На месте живых человеческих чувств у этой личности бурно и безжалостно, как сорняки, разрастаются грубые первобытные инстинкты.
Но при этом, будучи готовыми к самым решительным мерам, мы не имеет права забывать, что сегодняшние отморозки в большинстве своем – не выродки, не генетический брак, а жертва сложившихся неблагоприятных социальных обстоятельств. Не забывать и того, что вина за эту ситуацию лежит на нас, это грех каждого из нас, а особенно тех, кто работает в сфере образования и воспитания. И потому исправлять свой грех тоже предстоит нам.
Главное средство, которое в состоянии предупредить размножение отморозков – это здоровая семья.
Вот семье-то и нужно помочь в первую очередь. И семье православной, воцерковленной, и той – в первую очередь, – которая стоит на пороге храма. Здесь тоже необходимо искать системное решение. Но в ожидании такого решения и его воплощения в жизнь каждый, кто может, обязан сделать то, что он сумеет, на этом необъятном поле деятельности. Нужны волонтеры – во многих видах деятельности. Те, кто не просто хочет, а умеет что-то делать.
Книга для семейного чтения – жанр особый. Ведь чтение в семье вовсе не предполагает абсолютной необходимости именно такой книги. Книжки для малышей однозначно приспособлены для чтения вслух, поскольку само дитя читать не умеет. А чуть оно подросло – можно начинать знакомить его с  интересными для детского возраста отрывками из книг недетских. В эвакуации мне повезло: маме попала в руки хрестоматия по литературе. Впоследствии ни Гончаров, ни Салтыков-Щедрин меня не испугали: ведь я знала чуть не наизусть  жизнь и философию Премудрого пескаря, историю о том, как мужик двух генералов прокормил, сон Обломова.
Специальная книга для семейного чтения должна быть интересной не только детям, притом разного возраста, но и родителям. Ее содержание кроится «на вырост», информация сгущена и в определенной мере избыточна: и потому что адресована не только детям, но и взрослым, и потому, что ребенок может и должен получать ее «про запас».
Невероятно расширяет содержание изобразительный материал. В книге-альбоме для семейного чтения он выступает наравне с текстом, а не в качестве пассивного сопровождения. Совместное рассматривание картинок – весьма продуктивный и благодатный процесс. Поэтому книги такого рода требуют очень хорошей полиграфической обработки.
В то же время в книге для семейного чтения не все должно быть «разжевано» до кашеобразного состояния. В интерактивной книге-альбоме для семейного чтения должен быть заложен диалоговый потенциал: следует оставить взрослому определенное пространство, в котором он может показать ребенку свою эрудированность, свою способность понять и объяснить то, что пока недоступно чаду, свою житейскую мудрость. Этот потенциал общения – внутренняя диалогичность - может быть обогащен и дополнен прописанными – внешними, выведенными в текст диалогами и заданиями. Для этого в книгу вводятся собеседники, с помощью которых акцентируются наиболее важные и сложные для ребенка (подростка) места. Интересные задания, которые могут выполнять (а могут и игнорировать) дети, усиливают этот элемент интерактивности.
Еще один составной элемент - рисованные персонажи, чей диалог вводится в такого рода книгу, - не просто украшает ее и делает более занимательной. Используя приемы всеми любимых комиксов, но не допуская «пожирания» смысла и души текста, эти забавные персонажи могут дополнять визуальную информацию, облекая ее в наиболее доступную ребенку форму.
Но главное – визуальная составляющая в такой книге совместно с текстом создает целостный образ того, чему посвящена книга. Петербурга – от его основания до наших дней. Языческой Северной Руси. Православной Киевской и Владимирской Руси. Державы Московской с ее непростой историей.
Такой мне хотелось сделать первую книжку, которая потом два года от имени губернатора В.Яковлева, моего однофамильца, была преподносима первоклассникам Петербурга в 1998 и 1999 годам. Конечно, я не могла тогда сформулировать те принципы, о которых сказано выше. Просто она такой получилась. И, насколько мне известно, в семьях ее читали. И дети непроизвольно – именно так, как мне хотелось, - воспринимали образ города и запоминали информацию о его истории.
А придуманные мной персонажи – старый Архивариус, интеллигентная девочка с очень петербургским именем Тата и любознательный сорванец Кирюша – заговорили. И не захотели останавливаться. Так родились следующие три книжки «Путешествий с Архивариусом». Их никто не заказывал. Они полежали не в одном издательстве. И хотя эти книжки, создающие образное – целостное представление об истории нашего Отечества, вызывают горячее одобрение всех, кому довелось познакомиться с рукописью, они явно сложны в работе, требуют немалых затрат и не сулят быстрых больших прибылей. И потому еще ждут своего издателя. Ведь искать спонсоров – не авторское дело.
Впрочем, может быть, публикация серии «Путешествий с Архивариусом» задержалась потому, что ей не хватало завершения. Пятой написалась большая книжка об Италии, в которой подросшие Тата и Кирюша вспоминают свое путешествие в эту страну замечательных мастеров и художников и сопоставляют две родственные и такие разные культуры – русскую и итальянскую. Но эта книжка не была завершением первой – детской – серии. Скорее могла бы открыть следующую серию – для подростков. Идея же пятой книги для младших школьников и их родителей явилась в пору самых ожесточенных споров о новом предмете в школе. И я, опять без каких бы то ни было гарантий, начала писать книжку «Путешествие с Архивариусом по дороге, ведущей к храму». Сегодня написано чуть больше половины. В тексте много такой информации, которой не хватает сегодня взрослым, стоящим на пороге православного храма. Тем, кто не станет перебирать десятки книг, адресованных более «продвинутым» читателям. Кто в храме с великим смущением спрашивает, куда поставить поминальную свечку и кто изображен на иконе «Всех скорбящих Радость».
Они узнают все это вместе с детьми. Но не эта информация представляется мне самой важной. Даже не пересказ библейских событий и повествование о земной жизни Спасителя. Хотелось сделать попытку приоткрыть перед читателями духовно-нравственные глубины православных истин. Рассказать о благодати, которой наполнены иконы, о смысле архитектурных форм храма… 
Чтобы закончить текст и собрать иллюстративный материал, нужно еще посетить Царьград и Святую Землю. Если Бог даст силы, я это сделаю в ближайшее время. Очень хочется книгу закончить.

Будут ли эти книги опубликованы? Бог весть… Я просто в меру сил и умения работаю на своей грядке. Ведь есть неоспоримый нравственный закон, подчинение которому обязательно в такие гибельные эпохи, как наша: делай, что должен, а там – будь, что будет. Как Господь управит.




Hosted by uCoz