Нонна Александровна Яковлева

Нонна Александровна

Яковлева

Микеланджело. Сотворение Адама
Вернуться к списку статей

Н.А.Яковлева
НЕ ВОЗВОДИ СВОЙ ДОМ НА ПЕСКЕ…

Россия – наш дом. Кто только не повторял эту метафору. Вот и Владимир Владимирович в одном из последних своих предвыборных выступлений сравнил Россию с домом, который нужно отстроить заново. А мне вспомнилась евангельская притча о двух строителях: один - благоразумный - построил свой дом на камне, а второй – безрассудный – на песке. «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры» – и дом благоразумного выстоял, а дом безрассудного «упал, и было падение его великое» - сказано в Евангелии от Матфея (глава 7, стих 25, 27).

Притча есть притча. И что есть камень, а что есть песок – это каждый разумеет по-своему. Но мы в суете повседневных дел забываем о том, чтолежит в основе всего в жизни российской нации. А ведь – простите за пафос, он адекватен предмету! - это наша нравственная, духовная сила. Россия всегда побеждала духом, в самых безнадежных положениях превращаясь благодаря духовному единению и подъему духа из разрозненного населения необъятных пространств в народ - неодолимой твердости и устойчивости.

Сегодня, дав размыть и уничтожить наш духовный фундамент, мы можем погибнуть, несмотря ни на какие модернизации, стандартизации и даже рост валовой продукции.

Нет смысла в сотый раз напоминать об ужасающей  патологии отморозков. О леденящих душу злодеяниях полицейских – палачей с милыми лицами юношей из интеллигентных семей и дипломами о высшем образовании в кармане. О маньяках-педофилах и о том, как долго и мучительно продавливали через главный законодательный орган страны закон об усилении ответственности для педофилов-убийц.
Сегодня у нас с вами крадут миллиардами долларов – банкиры, олигархи, властители нефтяных и газовых труб, цинично напоминающие в рекламных роликах, что нефть и газ – достояние народа. Уж и не говорю о миллионных взятках чиновников, ныне определенных на роль главных врагов и погубителей нации. Что спорить: это крапивное семя расплодилось до невероятия. Бесчинства в верхах раздражают, вызывают праведный гнев, обращенный на власти предержащие. Но, простите, дорогие соотечественники, «верхи» ли главные виновники? На мой непросвещенный взгляд, куда страшнее и губительнее обыденное воровство и всепроникающая - тотальная безнравственность.

Вы помните, конечно, помните: «Что делают в России? Пьют и воруют!» И, несомненно, старшие не забыли милое присловье советских времен: «Тащи с завода каждый гвоздь – ты здесь хозяин, а не гость!»? Что и говорить, с той поры масштабы воровства изменились. Но проявилось в полной мере то, что страшнее воровства: абсолютная, безграничная бессовестность.
Кто, скажите мне, бесстыдно ставит заведомо старые и бракованные детали в автомобили, вертолеты, самолеты, поезда, корабли – морские и космические – и, весело пропивая нажитые денежки, даже не вспоминает о том, что из-за этого вертолеты и самолеты падают, корабли тонут, спутники превращаются в космический мусор, поезда сходят с рельсов, автомобили летят в кювет - и гибнут, гибнут, гибнут люди? Чиновники? Да нет, нередко это представители науки и культуры, а вместе с ними – уважаемого «простого народа».

Каждый, кому в городе приходилось ремонтировать квартиру, а на селе дом, знает, что немалая часть стройматериала уходит на сторону: не одна веранда оказывается обшита той вагонкой, которую вы любовно отбирали на складе для своей мансарды. Гвоздем не побрезгуют. И не совестно соседу перед соседом, потому что все про это знают, кроме лопуха-хозяина, чаще всего приезжего. А уж о том, что делается все «левой задней» и разваливаться начинает сразу по уходе горе-строителей, я уж и не говорю.

Ладно – простой народ, он крадет по мелочи и халтурит, зарабатывая гроши на хлеб насущный, даже не на билет в Анталью! Возьмите лучших – тех, кого горделиво именуют интеллектуальной – а то и духовной! – элитой нации. Она подворовывает так же беспардонно, как забулдыги с помойки. Вам приходилось когда-нибудь подавать заявку на грант? А пробовали вы пробиться на телевидение со стороны – с самой продуктивной идеей? А в печать с сочинением, которое, согласно авторитетным отзывам, сегодня нашему обществу остро необходимо? А взгляните с другой стороны: почему сегодня издатели и иже с ними не верят никаким рецензиям и отзывам? Кто за отзывы денежки берет? Слесарь дядя Вася? Или министр образования? А ЕГЭ вспомнили? Там что - учителя безвозмездно решают за учеников задачки? А такса в вузе за экзамен и зачет? Вот то-то же!

Но ведь если подумать, принципиальной разницы между действиями депутата Госдумы, который за мзду лоббирует удобный для взяткодателя или педофила закон, и тем, что мы ласково называем «слегка покривил душой», - нет! Как нет ее – по сути - между сексуальным маньяком и теми «деятелями культуры», которые растлевают души детей, сидящих перед экраном телевидения, или создателями порносайтов с участием детей в интернете. «Пусть говорят» с телеэкрана неверные мужья и побитые жены, если им доставляет удовольствие выставлять уродство своих душонок на всеобщее обозрение. Но выводить на экран людоеда – это уже переходит все границы! А ведь выводит – авторитетный канал страны! И аргумент один: «Не хотите смотреть – нажмите на другую кнопку!» Сегодня наши СМИ спекулируют на любой беде, на любой крови, не брезгуя и не стыдясь. Потакая самым низменным людским инстинктам, телеканалы повышают свои рейтинги - «просто зарабатывают деньги». И, надо сказать, немалые. Вовсе не задумываясь над тем, что походя разрушают все моральные табу, которые возводились в человеческой душе тысячелетиями. Это их стараниями размыта – целенаправленно и жестоко стерта и стирается каждый день заново! – в душах людей грань между допустимым и недопустимым, между грехом и нормой. Нас изо всех сил ежедневно и ежечасно убеждают в том, что грех – это и есть норма. Слово «добродетель» давно обесценено и приобрело оттенок чего-то сомнительного и странного наряду со словами «целомудрие», «добропорядочность», «честь».

Вот мы и дожили до этой самой тотальной безнравственности. Какими же мелкими кажутся перед этой национального масштаба бедой  проблемы, над которыми хлопочут и наши государственные деятели, и оппозиционеры! У нации почва буквально ползет под ногами, разваливается, плывет любое дело, рассыпаются в пыль самые добрые начинания, потому что под ногами у нас у всех даже не песок – гнилое вонючее болото? Перед этим все прочие проблемы – сколько там сотых процента голосов ушли туда или сюда, за какие дома и яхты будут платить налоги богатенькие и даже каков реальный процент инфляции – все кажется незначимой чепухой. Странно смотреть на то, с каким радостным оживлением занимаются бывшие и будущие чиновники – нынешние оппозиционеры и всего на свете защитники - проблемами партийного строительства. Как хлопочет якобы оппозиция над «дефиле миллионов» и возмущается тем, что власти не позволили в очередной раз потоптать многострадальные газоны. Как гневается на то, что для подобных мероприятий отвели в столице специальные места – «гетто для оппозиции», как уже припечатал один из острословов. Ведь оппозиция честно отрабатывает свои деньги. Так же как прочие деятели в неисчислимых фондах, комитетах и иных «структурах».  Дом горит, а они горшки делят! А ведь мы все дошли до края, до последней черты. Потому что строить дом новой России на фундаменте сегодняшней тотальной безнравственности – значит возводить его даже не на чистом песке, а – повторю! - на гнилом зловонном болоте.

Нет, я не хочу обвинить в безнравственности поголовно всех, кто живет здесь и сейчас. С детства слышала от родителей и за долгую жизнь поняла сама: хороших людей в мире больше, чем плохих, хотя иной раз кажется – зло захлестывает. Но баланс добра и зла в нашем обществе нарушен явно. Самое страшное, что сама эта тотальная безнравственность расцвела на почве расчеловечения – дегуманизации человека. И скрытый этот, на самом-то деле глобальный процесс, начавшийся в «цивилизованном мире» более века назад, добрался до России – с некоторым опозданием, но зато союзно сразу с несколькими революциями – социальной, сексуальной, информационной, - каждая из которых его усилила многократно.

Впрочем, поиски ответа на вопрос: «Как дошли мы до жизни такой?» - это проблема многих грядущих исследований – диссертаций и монографий. И уж во всяком случае – другой статьи. Я не берусь искать виноватых и предлагать меры государственных масштабов, чтобы положить конец коррупции, воровству, циничному грабежу общенациональных богатств, бесчинствам средств массовой информации. Не берусь указывать пути обуздания  откровенного нравственного разложения, которое поразило наше общество – особенно в его верхних слоях, но в полной мере захватило и нижние. Иногда мне хочется просто кричать во весь голос: ОПОМНИТЕСЬ! ДУША НАРОДА МОЕГО СМЕРТЕЛЬНО БОЛЬНА! Помню судьбу несчастной Кассандры и понимаю, что кричать бесполезно: назовут кликушей и на том успокоятся. Уж коли не услышали Солженицына,  Распутина, Капицу и многих из тех, кто пытается и сегодня на страницах приличных газет, с экрана пристойных каналов воззвать к совести людей… Но ведь нас немало – тех, кто видит истинное положение дел и не может молчать, и мой тихий голос хоть ненамного усилит этот хор. Каждый на своем месте обязан сделать все, что может, потому что дело спасения народа – в полном смысле этого слова - всенародное.

Нужны экстраординарные меры, потому что зло нам времени не дает. И никакими оргмерами – ни арестами, ни штрафами, ни тем более митингами, флэш-мобами и прочими акциями и патриотическими шествиями - тут не поможешь.

Все нужно делать: и медицину улучшать, и спорт, а лучше физкультуру снова делать массовой. И экономику модернизировать, и политическую систему совершенствовать. И суды, и полицию возвращать к выполнению их прямых обязанностей. И очень важно навести порядок со средствами массовой информации, особенно с телевидением. Но и этого всего мало.

Среди перечисленного особое значение имеет телевидение - ввиду исключительной массовости охвата и многоканальности воздействия. О нем не сказать нельзя. Оно сегодня для России важнее, чем «фабрика грез» для Америки времен великой депрессии 1930-х и агитпроп для послереволюционной России: ведь не зря едва ли не в каждом кинотеатре Советского Союза над экраном красовалась цитата Ленина: «ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ КИНО» - потому что кино по тем временам было самым массовым и действенным из искусств.. Сегодня в этом лозунге стоило бы добавить два слова: ТЕЛЕВИДЕНИЕ и все более значимый ИНТЕРНЕТ. Уверена: необходимо самым решительным образом, не внимая воплям о «свободе слова и самовыражения», решительно сменить телевизионную картинку – прежде всего, убрав из нее малейшие попытки смакования сцен насилия, которыми грешит, как ни странно, не меньше других первый канал. Конечно, человек, обладающий нравственным иммунитетом, переключит программу, а пятнадцатилетний Федя не преминет ее посмотреть, и кто поручится, что в этот момент в нем не проснется придавленный каким-никаким воспитанием червячок любопытства: а каково оно на вкус, человечье мясо? Тем более что душа его уже тронута тлением: в ней разрушен внутренний барьер  первой заповеди – «Не убий…» Ведь ежедневно, сидя перед монитором, он совершает десятки убийств, все более натурально нарисованных, пробиваясь на более высокие уровни очередного компьютерного шедевра.

Мы предали забвению важнейшее - фундаментальное свойство нашего народа: его чувствительность к зримому – визуальному образу и его уподобляющему воздействию. Почти тысячу лет основным средством духовно-нравственного воспитания православного человека было уподобление: с младых ногтей он знал, что Бог создал человека по образу Своему и подобию Своему, что прародители, согрешив, исказили Образ Божий в себе. И что вся история человечества – это поиски пути возвращения к Нему, пути, на котором Христос – второй Адам – был послан в помощь как напоминание о том, каким был и каким должен стать человек. Вся православная иерархия на пути к этой цели была выстроена как лестница возвращения человека к образу и подобию Божию: преподобные были образцом для иноков, иноки – для пастырей, пастыри – для паствы. Утром и вечером, дома и в храме раскрывались души навстречу иконе – благодатному образу. Эта открытость души, податливость уподоблению были выработаны в русском человеке за почти тысячелетие – настолько, что поднятый над Русью Сергием Радонежским, а за ним – Андреем Рублевым светозарный образ Святой Троицы – нераздельной и единосущной, исполненной согласия и светлой печали, реально способствовал объединению народа, сплотил Русь в XIV-XV веках. Случайно ли в начале 1990-х, когда страна наша оказалась в одном шаге от кровопролития розни и гражданской войны, на ветровых стеклах грузовиков репродукциями – еще не иконами! – Святой Троицы кисти преподобного Андрея Рублева были заменены портреты Сталина?

Однако, открытая для доброго воздействия зримого образа, душа русского человека оказывается беззащитной перед уподобляющим воздействием образа пагубного, образа зла и греха. Не в этой ли генетической особенности души русского человека заключена тайна ошеломляюще быстро свершившегося растления нашего общества? В отличие от европейцев, для которых сцены адских мучений в картинах и на стенах храмов были не только средством предостережения, но и  определенным тренингом восприятия пугающего образа зла, русский человек, имеющий за спиной поколения православных предков, не обладает иммунитетом против жестокого образа. Он не переживает сублимации собственной агрессии, становясь зрителем сцен убийства на экране, он ужасается – и в то же время невольно в большей или меньшей степени уподобляется убийце и (или) жертве. И это неизбежно деформирует его душу. Особенно в период ее становления. Вспомним кино- и телевизионных героев конца прошлого века –и то, какие профессии в 1990-е годы называли наши подростки в числе наиболее привлекательных. Добро, идущее к нам с большого или малого экрана, так же как преграда образам зла в их соблазнительной привлекательности, столь же необходимы, как хлеб и чистый воздух. Невозможно долее терпеть ежедневное умелое преподнесение зла и греха как некой обыденности, невозможно и недостойно проявлять толерантность по отношению к растлению душ – особенно юных. Не нужно создавать сладких сказок о сладкой жизни – уберите с экранов доступное и соблазнительное зло.

И снова – о главном. Общеизвестная истина: реки нужно начинать чистить от истоков. Работу по оздоровлению общества начинать с детства. Приложить максимум усилий к тому, чтобы уберечь от зла, вырастить здоровую молодую поросль. Ее необходимо если и не изолировать от гнили общества - со времен Екатерины Великой знаем, что идея эта в России укореняется на время и с большим трудом, - так хотя бы укрепить нравственный иммунитет, чтобы вырастить здоровые души, способные противостоять безумному шабашу агрессивной среды!

Два последних десятилетия мы не щадили детей. При всех перестройках, при всех социальных бурях, которые прошли над головами общества, прежде всего страдали дети.

И сегодня мое сердце бередит картинка: между палатками и прилавками стихийного рынка напротив станции метро Пионерская в Петербурге тощенький мальчишка, вытянувшись в струнку, тащит огромную тележку с тяжелыми мешками. Так и вижу его тоненькую грязную шейку с завитком нестриженых волос и закатанный ворот драного свитерка. Прямо герой картины Перова «Тройка», тот, что справа от «коренника». Где он сегодня, этот герой? Дай Бог, чтоб был жив, выбрался из беды, не спился, не погиб, не увяз в криминале. Как смеет общество судить его – если он встал на путь преступления? Судит ли оно себя, если он стал жертвой?..

Мы безнадежно упустили несколько поколений. В 90-е было не до воспитания. Прокормить-то дитя было трудно. А сколько появилось беспризорников! Широк диапазон детей-Маугли городских джунглей – от воришек и малолетних проституток до дичавших в безвоздушном одиночестве вроде бы «благополучных» семей, где родители неделями не видели в глаза своих чад, потому что добывали им хлеб насущный. Это поколение выросло, не получив полагающихся всякому человеку в детстве любви и тепла, не впитав с молоком матери представления о том, что хорошо и что плохо, не имея опыта нормальной семейной жизни. И сегодня именно оно вступает в самостоятельную взрослую жизнь, создает свои семьи. Чем им можно помочь?

Можно ли еще как-то выправить души сегодняшних подростков - тех, кто отравлен духом наживы и ежедневно растлеваем шоу-бизнесом, СМИ и Интернетом,  гламуром с его соблазнами, кто пребывает в пресловутом «одиночестве в сети»? Не преступников пока, но ходящих по краешку пропасти - наркомании, алкоголизма, СПИДа, преступности? Очень хочется верить, что еще не все потеряно, и принять хоть какие-то меры.

Им противостоять дегуманизации еще тяжелее, потому что в школе геманитарная культура сведена на-нет. Неужели так трудно вершителям судеб современной школы осознать необходимость во всех областях жизни вернуться к гуманитарной – гуманистической идее, которая способная хоть немножко помочь воспитанию души? Ведь жизнь доказала: те шаги власти, которые разрушили мощное движение гуманизации и гуманитаризации образования, которое было знаменем 1980-1990-х годов и которое все-таки поддержало многих детей поколения 1990-х, были ошибочными. Поколение 2000-х оказалось парадоксально лишено той мощной подпитки культурой, которую в предшествующее десятилетие давала школа. Не знаю, как для кого, а для меня и моих коллег новая жизнь открылась установившимся на несколько лет в стране культом учителя, школы и гуманитарного образования. В восьмидесятые годы ожили литература и история, в которые добавились многие имена и факты, ранее бывшие в забвении или под негласным запретом. Б.М.Неменский провозгласил воспитание души главной задачей дисциплин гуманитарного цикла в школе. М.С.Каган и Л.М.Предтеченская придумали новый предмет – МХК - Мировая художественная культура. Культуру начали преподавать в школах и вузах, притом не только в гуманитарных, но и в медицинских, и в технических: наверстывали то, чего не додала школа. В 1990-е по всей стране организовывались кафедры художественной культуры. И хотя ясно было, что по мере введения в школу мировая художественная культура в вузах преобразится в более сухую культурологию, пока педагоги с энтузиазмом изобретали методики, делавшие новый предмет еще более увлекательным. Телевидение собирало огромные залы, в которых учителя и деятели культуры обсуждали животрепещущие проблемы образования. Учитель стал героем, звездой перестройки.

Куда все делось? По чьей злой воле ушел в небытие милый и добрый предмет – МХК, ушло изучение родного края, была безжалостно обрезана литература, а в качестве единой государственной – вдумайтесь в эти слова! – ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  проверки качества преподавания и подготовленности человека к жизни избрана игра американских домохозяек, в которой победителю достается соковыжималка! ЕГЭ – прекрасная идея, но не в тестовой, изначально механистической, а потому для системы образования, – по крайней мере, нашей - разрушительной форме. Кажется, сегодня это понял и сам вчерашний президент, большой поклонник инноваций – экзамен должен проводиться в совершенно иной форме. Но самое главное - ушло – было незаметно потеряно - само представление о труде учителя как особом творчестве, родственном искусству, творчестве, которым заниматься можно и нужно по призванию. Воспитание души, определенное в конце прошлого века как главное предназначение учителя, превратилось в «оказание образовательных услуг»! Потому что оказывать услуги не нужно вдохновенно, нужно только четко и регламентированно - технологично.  И оказывать их должен не УЧИТЕЛЬ – личность особого склада, созданная Всевышним для великой миссии – воспитания человека по образу и подобию Божию, - а «любой образованный человек».

Вы думаете, дело в словах? Только не в России, для которой со слова начиналось и начинается все – вне зависимости от того, нравится это кому-то или не нравится. Потому что «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». С подменой одного понятия другим, почти противоположным по смыслу, было подменено и еще одно, ключевое: учитель, который всегда помнил – даже плохой учитель это помнил, - что носит то же поименование, что и Учитель – Спаситель, и уже потому должен выполнять свое призвание – воспитывать человека, что ему доверена важная миссия, в одночасье превратился в человека услужающего – оказывающего ученику образовательные услуги. Посмотрите: говорятся правильные слова об уважении к учителю, о повышении статуса профессии, ежегодно дарятся «Пеликаны», но больше всего разговоров о зарплате – слуге нужно хорошо платить! И тогда он не заметит – или сделает вид, что не заметил, - что школа дегуманитаризована, а значит, дегуманизована. Что процесс освоения мира и воспитания гармоничной личности в ней заменен прагматической подготовкой нужного в данный текущий момент и легко управляемого человека.

Сегодня по всей стране закрываются педвузы, и преподавателей особо никто готовить не будет. Хватит со школы и образованцев. Конечно, сами педвузы активно поучаствовали в создании этой ситуации. В 1990-е ради определенной выгоды многие добропорядочные педагогические институты сменили вывески на более престижные, объявив себя университетами и наоткрывав непрофильные отделения и целые факультеты. Эти преобразования спровоцировали отток выпускников в совершенно иные сферы деятельности, весьма далекие от школы. Справедливо не удовлетворенная работой педвузов, выпускающих менеджеров и экономистов вместо учителей, власть с медвежьей грацией радикально «исправляет положение» давно известным приемом: плохая стрижка совершенствуется путем усекновения плохо постриженной головы. Итог один – на завтрашнюю школу сегодня надежды мало, и никакие стандарты и совершенствование технической оснащенности тут положения не изменят, поскольку вся система образования превратилась в бизнес-структуру и сегодня озабочена прежде проблемой самосохранения. И при этом не брезгует ничем, ни платным репетиторством, ни все более изощренными поборами с родителей, ни прямым жульничеством на единых госэкзаменах. Так что ответ на напрашивающийся сам собою вопрос: почему не школа будет опорой морального восстановления нации? - ответ ясен: да потому, что старая школа разрушена, а новая не построена и не будет построена до той поры, пока в нее не вернется настоящий учитель, истинный носитель чувства любви к людям и особо – к детям – личность педагогического типа. Пока днем с огнем на особых собеседованиях, пользуясь психологическими критериями, не будут приемные комиссии среди абитуриентов именно таких людей выискивать и давать им любые преференции, чтобы они пошли в школу и занялись делом, для которого их Боженька создал.

Но и не будь наша сегодняшняя школа в столь руинном состоянии, со всей ответственностью старой учительницы не без горечи вынуждена признать: даже при самом замечательном учителе и великолепной школе в России семья практически всегда пересиливала. За очень редкими исключениями. Мы, учителя шестидесятых, влюбленные в свою профессию, учили думать, любить стихи и гордиться званием человека, наносили на детские души позолоту и радовались, забывая мудрые слова знаменитого сказочника: позолота сотрется – свиная кожа остается. Только поняли мы истинную цену своей работы позолотчиков спустя годы.

К сожалению, власть всегда мыслит в категориях однозначных решений по возможности глобального или общегосударственного масштаба. Смею утверждать: справиться с тотальной безнравственностью нашего общества можно лишь одним путем: кропотливой, тихой и ежедневной, ежечасной, многолетней работой с каждым ребенком, отроком, юношей. Редкий учитель способен на такую работу. Это задача семьи – матери и отца, как во все времена было на Руси и в России. Притом главная точка приложения усилий – молодая семья, в которой подрастают дети до 7 лет – младенцы, на кого еще можно обратить всю силу любви и благотворного воздействия.

Вот только с самой-то молодой семьей не так все просто.

Конечно, появились, как вешние первоцветы, молодые православные семьи – дружные, многодетные, излучающие свет любви. Три из четырех мне знакомых – это семьи молодых священников. Очень хочется верить, что за такими семьями будущее. Но если этот пример не поддержать, сколько десятилетий пройдет, пока таких семей станет много?

Так что сегодня прежде придется воспитать семью, которая будет способна воспитать человека. А это возможно – повторяю - только всем миром. Как в старину всем миром помогали погорельцам, всем миром возводили обетные храмы, боролись с напастями – мором, гладом, ворогом. Именно о такой работе – всем миром – говорит Церковь. Сложность не только в том, что сегодня молодая семья нередко и не представляет себе ни своих прав, ни своих возможностей, ни своих обязанностей. Сложность в том, что, при  всех издержках, сегодня в нашей стране живут люди, которых невозможно заставить что-то делать.  Они очень хорошо помнят, что они – свободные люди. Из молодых душ ушел страх. Хорошо это или плохо? Однозначно – хорошо в абсолютном выражении.

Но на смену страху пришел культ потребительства. Выросшие в условиях «лихих 90-х», в густом потоке рекламы, в 2000-е молодые дорвались уже не только до жвачки, поп-корна, до безграничного базара шмоток и недорогой техники, безбрежного моря пиратской видео-дешевки, а кое-кто и до подержанной иномарки. Они привыкли к тусовкам и «сети», в которую ныряют с головой при первой возможности. К легким и необременительным соитиям в самых разных местах общего пользования. К «травке» и «колесам» как неотъемлемым атрибутам веселья. И они просто не примут от нас навязываемых сокровищ высокой нравственности и культуры: у них свои понятия о добре и зле. Насильно в рай никого не затащишь – это мы уже проходили. Значит, нужно сделать все, чтобы остепенившиеся родители – и прежде всего молодые родители - захотели получить то, что будет полезно для их собственной души и для их детей. Нам придется подумать и  предложить им необходимое, сделав его привлекательным. И это не голые деньги. Хотя  вот пример - материнский капитал: рожать ведь никто не заставляет, а беременных и ребятишек на улицах наших, особенно весной, все больше и больше.

Конечно, нужна государственная программа поддержки семьи. Но нетрудно представить себе долгий скрипучий период ее разработки: «распиленные» между своими гранты, форумы и конференции, сборники статей, которые никто читать не станет, но которые войдут в список публикаций к защите кандидатских и докторских. Наконец,  муки прохождения по инстанциям программы, в которой будут лежащие на поверхности «мероприятия» - «народные» и фольклорные праздники, фестивали и конкурсы, реальный потенциал которых близок к нулю.

А ведь все достаточно просто: основными средствами воспитания личности в России на протяжении столетий были вера и культура, которые она, эта личность, впитывала с молоком матери – в семье.

               Сразу поясню: говоря о культуре, имею в виду не массовую культуру и уж тем паче – не шоу-бизнес. У нас есть колоссальный общечеловеческий и национальный опыт и неисчерпаемая сокровищница гуманитарной культуры – носительницы качеств, которые всегда способствовали накоплению и сохранению всего лучшего в человеке, всего того, что отличало его от нелюди с мертвой душой. Светская русская культура XVIII-XIX веков и очень многое из отечественной гуманитарной культуры ХХ века – наш поистине золотой запас гуманизма. Так же как все лучшее из культуры мировой – и прежде всего, западноевропейской и восточной, поскольку Россия всегда была замковым камнем, соединявшим эти две великие и совершенные ветви. Говоря о Вере, подразумеваю заложенную в глубине души каждого из нас, но в большинстве душ дремлющую или подавленную способность к познанию Бога и к Богообщению. Ту искру Духа Святого, которая есть в каждой живой душе и которую можно и нужно сохранить, чтобы душа не умерла.

Беда в том, что сегодня обычная светская семья отлучена и от культуры, и от сокровищ, которые веками создавали наши предки, верившие в существование высшей силы. И вот тут должны помочь власть и Церковь.

               Начнем с культуры.

Создав систему поддержки старости и подняв рождаемость в стране, правительство определило главный вектор социальной политики. Теперь наряду с этими двумя направлениями необходимо поставить в число национальных приоритетов промежуточное звено цепочки - семью. Именно семья должна стать одним из приоритетов всей политики государства на ближайшие годы. С уровнем финансирования, сопоставимым с тем, который сегодня выделяется на воспроизведение населения (материнский капитал, медицинское обслуживание новорожденных и т.д.)Сегодня, поддерживаемая государством, семья получает несколько более благоприятные условия для материального существования. Однако они не настолько хороши, чтобы большая часть наших людей малого и даже среднего достатка имела хотя бы тот доступ к культурным ценностям, какой имела во времена социализма. Ни для кого не секрет, что семейное посещение театров и концертов осталось в далеком прошлом: цены на билеты для семьи с двумя-тремя детьми составляют такие суммы, каких не выдержит семейный бюджет даже среднеобеспеченной семьи. Там же остались экскурсии в пригороды, семейные поездки по примечательным местам нашей страны. Сами собой сошли на-нет – в силу множества причин, основной среди которых является не что иное как недоступность для семьи запредельно дорогих книг – семейные библиотеки, семейное чтение, которое было важнейшим средством общения и приобщения ребенка к культуре, воспитания чувства слова и вкуса к чтению, а главное – выстраивания – незаметного и ненавязчивого – шкалы духовно-нравственных ценностей, личной, особой для формирующегося маленького человека, но в основных своих параметрах находящейся в пределах общенационального идеала.    

Следовательно, нужно по возможности убрать или понизить те преграды, которые выросли между семьей и культурой. Честное слово, нет ни малейшей необходимости разрабатывать ученые концепции для того, чтобы уже сегодня принять простейшие меры. Тем более что многое из того, что хотелось бы предложить, уже делается.

Хрустальной мечтой сегодня представляется Золотая пластиковая карта культуры юного россиянина, которую в будущем – я уверена - получит каждый ребенок одновременно со свидетельством о рождении и которая даст ему право вместе с обоими родителями или с дедушкой и бабушкой бесплатно или по льготным ценам получать многое из того, что сегодня давно и прочно забыто: билеты на семейные сеансы в кино, в музеи и на выставки, в театры и концертные залы. По этой карте можно будет со скидкой покупать книги для семейной библиотеки, обозначенные особым грифом. По ней же – абонементы на бесплатное или частично оплачиваемое посещение кружков, центров детского творчества, спортивных секций.
В нашей киноиндустрии намечены позитивные перемены (поддержка государством детского и семейного кино). Они должны сопровождаться мерами, обеспечивающими доступность для семьи киноискусства. Желательна и даже необходима организация во всех или хотя бы в определенных кинотеатрах утренних семейных сеансов с просмотром старых и новых детских и семейных кинофильмов – прежде всего российских, на которые каждый ребенок может привести двух взрослых при 50% стоимости билетов ( 50 % стоимости  идет из  казны): при полной «благотворительной» бесплатности таких сеансов на них будут крутить только старые фильмы. А люди, не забывая о том, где бывает бесплатный сыр, на эти сеансы не пойдут – парадокс «культурной халявы».

Власти могут взять на себя организацию и частичную оплату утренних семейных спектаклей и концертов во всех театрах и концертных залах. Весьма желателен выпуск музыкальных семейных абонементов в концертных залах города, а также возобновление практики организации семейных народных университетов. Их посещение также не должно быть полностью бесплатным – таким оно может быть для многодетных семей.

Вспомните свое детство, старшие поколения. Вспомните выходные дни, когда принаряженная семья шла на прогулку – в парк культуры, выезжала за город, шла в кино. Никогда не забуду того воскресного утра, когда мама надела на меня платье, сшитое ночью из штапеля, накануне привезенного папой из командировки, и мы втроем отправились просто погулять по улицам. Много лет спустя я устраивала «дни радости» для себя и своих внуков, когда мы шли все вместе куда глаза глядят, катались на каруселях, стреляли в тире, ели мороженое.

Может быть, нам стоило бы в городах и весях ввести обычай проводить Семейное воскресенье: чтобы один раз в месяц все культурные учреждения (библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, концертные залы, дома культуры, клубы, спортивно-развлекательные и экскурсионно-туристические учреждения и т.д.) были в какие-то часы открыты для семьи?

 Семейный туризм – весьма действенное средство проведения досуга, семейного воспитания, сплачивания семьи. Он может и должен быть возрожден  на тех же условиях частичной – посильной для семьи оплаты. Таковы воскресные автобусные экскурсии по городу; поездки выходного дня на электричкахв пригороды с экскурсиями культурно-исторической тематики; поездки выходного дня за грибами, на рыбалку, на мирную фотоохоту, на лыжных стрелах – зимой; экскурсии по местам боевой славы, культурным центрам; паломнические поездки по общерусским святыням России и т.д.

 Эта работа способна реанимировать внутренний туризм. А доказывать, что такие поездки детей с родителями – бесценное средство сплочения семьи, воспитания любви к нашей Родине: ее прекрасной природе, богатому историческому и культурному прошлому и прочая, и прочая, и прочая – я полагаю, не нужно.

Не могу отдельно не сказать о семейном чтении.

Большинство людей, выросших в России ХХ века как до, так и  после революции, сохраняет воспоминание о сказках, рассказанных на ночь, и о семейном чтении. Даже во время войны, в эвакуации, матери ухитрялись добывать книги и читать их вслух. Это чтение воспитывало не только любовь к книге, на всю жизнь делало родными имена русских и зарубежных классиков, отрывки из книг которых звучали в те тихие вечера, но и закладывало на дно детской души архетипические образы, в которых воплотились вечные представления о добре и зле, образы национальной и Священной истории. Так формировались представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» - гораздо более сложные и возвышенные, нежели у любимого поэта советской эпохи. Так незаметно для ребенка усваивались основополагающие нравственные истины, выстраивалась шкала нравственных ценностей.

Сегодня абсолютное большинство семей утратило привычку к семейному чтению. Не станем говорить о времяпрепровождении неблагополучных семей. В, казалось бы, благополучных вечерами взрослые смотрят телевизор, а дети бесконтрольно утыкаются в компьютер.

При обсуждении причин исчезновения этой традиции нередко забывают о едва ли не важнейшей из них: детская книга, а особенно – книга для семейного чтения -  стала недоступна большинству современных семей в силу своей дороговизны. Магазины, ссылаясь на непомерно высокую арендную плату, в разы увеличивают цену издания. Средней руки и даже крупное издательство, понимая, что оно не сможет быстро окупить затраты, - а детская книга должна быть привлекательна, а потому многодельна и затратна в полиграфии - старается не брать в работу такие книги.

Власть может и должна разработать систему мер, способствующих возрождению доброй традиции  семейных библиотек – доступных и небогатым семьям. Пусть теперь в них будут не только напечатанные на бумаге, но и электронные, и аудиокниги. И нужно для этого не так уж много, а именно: разобраться в том, почему на пути от издателя к покупателю цена на книгу возрастает в несколько раз. Неужели невозможно обуздать  посредников, дать какие-то преференции магазинам, торгующим книгами для семейных библиотек, снижая для них арендную плату – пропорционально объему этой торговли и при условии, что наценка на эти книги не будет превышать определенного процента от издательской (закупочной) цены.

Проблемой может стать другое: при том уровне тотальной безнравственности, и коррупции, которая царит сегодня в нашей стране, составление списков книг для семейных библиотек, списков кинофильмов для семейных просмотров и прочих льготных радостей должны быть под самым жестким и пристальным контролем гражданского общества. Но об этом ниже.

Теперь о вере. Ни одна религия не учит злу. Вера – лучшее лекарство от безнравственности. Мне возразят, указав на экстремизм. Но экстремизм, порождаемый злом и порождающий зло, мимикрирует под Веру, как всякое фарисейство в его крайнем выражении.

Не по рассказам знаю: на войне атеистов нет.

…Во время бомбежки 8 сентября 1942 в Ленинграде наш дом попал в «вилку»: немцы бомбили зенитную батарею – с одной стороны и дот, который стоял у нас во дворе – с другой. Новенькая пятиэтажка на проспекте Стачек качнулась в одну сторону, потом в другую – и встала. Именно в эти минуты я, пятилетняя, впервые в жизни услышала, как призывали Бога на разных языках жильцы, не ушедшие в бомбоубежище и стоявшие под лестницей. Нет на войне атеистов…

Одно из потрясений последнего времени – обращение министра внутренних дел к Церкви за помощью. Это до какого же предела отчаяния нужно дойти, чтобы глава российской полиции обратился к художникам, писателям, телевизионщикам и … к Церкви с просьбой помочь воспитать «нравственных полицейских»!  Потенциальному палачу и убийце вправить мозги, показывая гуманистические фильмы и произнося ему проповеди о жертвенной любви Спасителя? Так и встают перед глазами кадры кинофильма «Приключения Шурика»: воспитательная работа, которую проводит прораб, и финальная реплика героя: «Надо, Федя, надо»!

Да, мы получили реальную свободу вероисповедания. По всей нашей земле поднялись увенчанные крестами купола возрожденных или новеньких храмов, и колокольные звоны по праздникам радуют слух. Священники и муфтии, раввины и пасторы включились в работу по воспитанию душ. Но многие ли их слышат? Может ли Церковь, отделенная от государства, даже получив право на свой телеканал и коленопреклоненно вымаливающая у паствы денег для оплаты его содержания, справиться с этой всенародной застарелой бедой? Тем более что почва, которую должны возделывать наши пастыри, камениста, заросла чертополохом и сорными травами. Мы ждем и требуем от Церкви работы, аналогичной той, которую вели политруки и культпропагандисты. И Церковь идет нам навстречу, снисходя к нашей духовной немощи. Ей, обладающей двухтысячелетним опытом, прошедшей сквозь горнило многих испытаний, сегодня приходится учитывать ситуацию, чем-то напоминающую времена раннего христианства и вспоминать слова Спасителя, отправлявшего апостолов в мир: «Будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби!» Только Он мог Словом поднять расслабленного – и тот, взяв одр свой, отправлялся в свой дом. Но за шиворот к вере вести нельзя.

Я, как абсолютное большинство нормальных, вменяемых людей – за веротерпимость. Но пусть о мусульманстве или иудаизме скажут другие. Как человек православный – я о своем. А православие особенно привержено положению о свободе воли и выбора. К вере человека нужно вести, уверяя его, никакая обязаловка тут не пройдет.

Нам, поколениями прожившим в атмосфере атеизма, не прошедшим школы православия в семье, не знающим и азов православия, трудно пройти испытание воцерковления. Трудно не только каждое воскресенье, как положено, прийти в храм и хотя бы просто отстоять службу: ведь на воскресенье остается столько дел, намечается столько планов! Дай Бог по большим праздникам в храм забежать, свечку поставить! Непонятные слова, непривычная фразеология (чего стоит одно приложение определения «раб Божий» к себе, привыкшему чувствовать себя свободным и уважать это чувство),  «непохожие» на привычные реалистические лица образа на стенах… Приобщение к вере для нас – не радость, как для наших предков, а непосильный труд. Потому что их к вере вела опять же семья.

Нет, мы не все потеряли. В нашей генной памяти сохранилось – иногда в извращенном или ущербном состоянии, но сохранилось - то, что за тысячелетие было заложено православием - духовно-нравственный фундамент русского характера: приоритет духовного над материальным, исключающий культ золотого тельца; открытость души слову и образу, доверие к ним, поскольку слово приходило с молитвой и Священным Писанием, а образ – с благодатью иконы; долготерпение и духовная стойкость; преобладание соборного над индивидуальным, исключающее эгоизм и эгоцентризм; любовь к Отечеству как земному дому Богоматери; готовность защищать его, как некогда клали свой живот на алтарь Отечества наши предки -  за братьев своих, за землю Русскую и веру православную.

«Отсталая» Русь - в отличие от Европы - до XVII века, до самой трагедии раскола не знала чада горящей в костре человеческой плоти. Главным методом воспитания было уподобление: преподобных – святых – Господу, священнослужителей – преподобным, паствы – священнослужителям, детей – родителям. И главным проводником православной нравственности была семья.

С молоком матери впитывало дитя представления о том, что хорошо и что плохо. Как только начинало говорить и становилось на ножки, утром и вечером с матерью рядом в красном углу повторяло слова молитвы, осеняло себя крестным знамением, подымало глаза к благодатным образам и обращалось душой к Небесам обетованным. Усваивало основы веры – проходило азы духовно-нравственного воспитания. Вооруженное детскими грабельками и детской прялкой, в игре обучалось труду и уважению к труду, бережному отношению к живому – тварному миру: траве и дереву, плодам земным, живым существам, пребывающим рядом. С младенческих дней врастало в Церковь: за крещением – причастие, которое младенцы принимают первыми; с 7 лет исповедь в немудрящих детских грехах перед причастием и радость очищения души, а значит, различение  греха и добродетели, причастность радости покаяния; душевность общей – соборной молитвы и молитвы семейной. И все это – с детства полученное счастье истинной Веры.

Все это мы, дети ХХ века, утратили. Все это нужно восстанавливать. Подчеркну: не строить в нашей душе заново, а пробуждать нашу глубинную память. Скажем, для начала о том, что на истинах православия замешена вся русская культура не только предшествующего времени, но во многом и ХХ века. И никакие идеологические чистки, никакие урезания школьных и вузовских курсов истории, литературы, изобразительного искусства, культурологии совершенно уничтожить этот мощнейший фундамент не смогли.

Не отношусь к числу энтузиастов введения особого предмета «Основы религиозной культуры» в школе. Но должна отметить: основное направление, по моему глубокому убеждению, выбрано безупречно верно. Это экстренная мера и, как всякая экстренная мера, она «шита на живую нитку»: нет подготовленных преподавателей, нет нужных учебников, а главное – дай Господь мне ошибиться! – далеко не осознана главная цель введения нового предмета. А ведь она одна-единая: воспитание живой души путем пробуждения и воспитания религиозного чувства, той истинной Веры, о которой я сказала выше. А вести детей к этой цели по дороге, ведущей к храму, может только истинно верующий человек – христианин, иудей, мусульманин, а не любой учитель-культуролог. И дело это настолько деликатное, тонкое и сложное, что мало найти истинно верующих преподавателей, они должны еще быть по-особому подготовлены. На мой взгляд, правильнее было бы, усилив гуманитарную составляющую, вскрыть православные корни русской культуры, включая литературу.

Ладно, методика придет потом, она за письменным столом не рождается – только в труде, в классе, на глазах детей. Значит, пока ставку придется делать на веру и талант самих учащих. Иначе можно так навредить, что потом исправить будет невозможно.

Но еще важнее осознать главное: вера создала такие сокровища культуры, которые преображают душу человека сами по себе. Нужно только совсем немножко помочь ему: остановить на мгновение его бег и суету, обратить его глаза и сердце к иконе, слух – к молитве. Помочь увидеть и понять, какие сокровища достались ему в наследство от поколений предков. О семейном паломничестве, о преподавании основ православной культуры, об издании детской литературы и книг для семейного чтения, о воскресных школах мы уже говорили.

Призвав сегодня Церковь на помощь в деле духовно-нравственного воспитания, государство словно позабыло о том мощнейшем защитном барьере от разлагающей изнутри душу народа бесовщины, какую может представить православная – и не только - культура. Огромную созидательную роль сегодня могут сыграть телевидение и Интернет, сегодня с энтузиазмом подыгрывающие разрушителям души нашего народа.

Ведь в реальности путь Вере на центральные телеканалы закрыт. Православные  телеканалы маломощны, недостаточно профессиональны, потому что бедны, поскольку они не могут так использовать рекламу, как каналы коммерческие, и потому буквально коленопреклоненно выпрашивают у верующих материальной поддержки. О приглашении специалистов - мастеров телевещания высокого профессионального уровня в таких условиях речь не идет. Не говоря уж о том, что таких мастеров - истинно верующих людей – едва ли много. Тем более что в Петербурге, например, в числе 40 общедоступных каналов православных вообще нет. Да и  смотрят эти телеканалы немногие – верующие люди. Это, конечно, хорошо, но врач, как сказал Спаситель, нужен не здоровому, а больному. К массовому зрителю путь телепрограммам, вводящим человека в мир Веры и в мир православной культуры закрыт. Конечно, стало больше телепередач, посвященных сокровищам культуры прошлого, по большим праздникам идет трансляция церковной службы. Но дело ведь не только в количестве.

Для того, чтобы благодатный образ, показанный на теле- и видеоэкране, положил на душу человека неизгладимую печать, нужны особые методы создания видеорепродукции. И тогда, основываясь на собственном опыте, образы Спасителя и Божией Матери, святителя Николая, такие иконы, как Ангел Златые власы, Троица кисти Андрея Рублева, Распятие Дионисия (1500) способны погасить агрессию, прогнать уныние, успокоить и просветлить душу. Для того, чтобы так снять сюжет об иконе, нужна вера и союз профессионалов: богослова, искусствоведа, телевизионной бригады. Как человек заинтересованный (еще в 1990-е годы мы с коллегами разработали такую методику в РГПУ им. А.И.Герцена), я пристально слежу за тем, как звучит православный образ на телеэкране. И еще не было случая, чтобы работа телевидения или кино дала удовлетворительный результат или хотя бы позволила вступить с образом в душевный контакт. Вообще телепередачи, связанные с православной верой, редко поднимаются на такую высоту, как запомнившийся мне на всю жизнь сюжет, посвященный комплексу памятников в Коломенском, который вело лицо духовного звания. А увидела я его даже не с самого начала двадцать лет назад, и с тех пор ни разу телевидение его не повторило. Или я не увидела. 

А ведь Вера как путь к одухотворенному и нравственно воспитанному человеку формируется в процессе систематизированного освоения духовного наследия как важнейшей - сердцевинной части наследия культурного. Необходима продуманная система специальных программ, создающих целостный образ того духовного мира, который оставили нам наши предки, на государственном общероссийском телеканале. И это единая программа, состоящая из циклов передач – таких, как, например: Наши общенациональные святыни (монастыри, храмы, рукописные памятники, книги, иконы и т.д.); Духовные наставники (святые и праведные люди Руси); Наука богопознания (Отцы Церкви,  богословы и религиозные философы о вере и неверии); Святое слово (духовная литература для детей и взрослых); Музыка сфер – русская и зарубежная духовная музыка; Православный календарь и особо Православный календарь для детей; Свет Предвечный – благодатные образы из музеев и частных собраний; Паломник – священные места мира и другие. Для создания этих передач необходимо формирование творческих групп, состоящих, как я уже говорила, из образованных лиц духовного звания, верующих специалистов-искусствоведов и высокопрофессиональных работников телевидения.

Еще раз повторю: Церковь всегда вела дитя к вере прежде всего через семью. И тогда, когда была главным вожатым народа русского, и тогда, когда рядом с ней в XVIII веке встала европейская гуманитарная культура и система светского образования, расцветшие в веке XIX! Не столько уроки Закона Божия в гимназиях и реальных училищах воспитывали верующую душу, сколько материнская молитва, семейный воскресный выход в храм, совместное причащение. Этот фундамент не всегда удавалось расшатать не только свободомыслию века XIX, но и репрессиям атеистической советской власти. Не только в бой, но и на экзамен неисчислимое множество людей шло с образками и крестиками.

И все же – во все времена основы личности закладывала семья. Мы, поколение шестидесятых, так или иначе, кто раньше, кто позже обратились – возвратились к Богу прежде всего потому, что нас тайком крестили если не родители, то бабушки, потихоньку водившие нас в церковь и выучившие хотя бы двум молитвам: ОТЧЕ НАШ  и БОГОРОДИЦЕ.

Это о помощи власти и Церкви. Но и эта помощь может не пойти впрок. Потому что созидание обетного храма в душе человеческой – задача соборная, всеохватная. И тут без самой активной работы гражданского общества не обойтись.
В последнее время о том, что в России наконец родилось и активизировалось гражданское общество, говорят все. Но почему-то эта активизация связывается только с оппозиционным – протестным движением. Все иное воспринимается настороженно, особенно молодежные сообщества, поддерживаемые властью. Но вот же - появились и у нас волонтеры, и не только те, что будут встречать гостей на Сочинской олимпиаде.

В данном случае речь идет о позитивной, созидательной работе, которую может и должно взять на себя гражданское общество.

В самом деле, мы так привыкли требовать от других, и особенно от власти, решения всех наших насущных проблем! Но власть не всемогуща, не всеведуща и далеко не всегда настроена делать то, что мы, граждане, считаем правильным и необходимым. С высот власти далеко не все видно из того, чем мы живем. Да к тому же – попробуйте к ней, власти, пробиться! Какие изощренные способы защиты ее от нас выработало чиновничество! Куда там бетонным заборам и охране олигархов! Пробить стену можно только общими силами, собрав единомышленников и объединив усилия всех, кто понимает: жить дальше в агрессивной среде тотальной безнравственности невозможно.

Так, настоящая программа воспитания семьи и семейного воспитания может родиться только как плод реальной работы тех, кто в ней заинтересован и будет ее осуществлять – родителей, дедушек и бабушек, понимающих свою беду и осознавших, как с ней бороться. Всем миром работать будем - всем миром и решать придется, что делать в первую очередь. И ждать уже нельзя. Потому – вложите, соотечественники мои, все силы души, все накопленные мощности протестной энергии в самое важное дело: в большое общественное движение в поддержку СЕМЬИ. Я знаю, есть несколько организаций, обществ и содружеств, которые работают в этом направлении. Сейчас власть призывает родителей организовывать в школах родительские советы, которые будут решать проблемы школы: чтобы в столовых детей не травили, чтобы обеспечивали бесплатными учебниками и руководители школ умерили свои аппетиты в поборах. Но я говорю о всенародном движении в поддержку семьи – а это статья особая, о работе, за которую должны, обязаны взяться миллионы людей. Наверное, тут может быть множество форм и путей.

Организационной основой  такой работы могла бы стать многоуровневая система семейных советов.  Такой совет могут организовать жители одной деревни или одного дома в городе, одного двора, микрорайона, района, города – и до общероссийского. Они лучше всех знают, что нужно детям этой деревни, этого дома и этого города, и их работа будет определяться особенностями и конкретными нуждами.

В региональные (микрорайонные и т.д.) семейные советы могут войти папы и мамы, бабушки и дедушки детей, проживающих на данной территории. Этот состав определяется родительским собранием, которое сегодня легко собрать по инициативе и при помощи СМИ, интернета и SMS. Право привлекать специалистов различного профиля, так же как право определять спектр решаемых проблем, должны принадлежать самим советам – особенно в период их становления. Работа советов должна идти на общественных началах, регулироваться ими самими, проходить по принципам самоорганизации и собственной инициативы.

Полномочия же такого рода советов должны быть разработаны при их непосредственном участии.

Юридическая база деятельности таких советов может и должна быть разработана тогда и в том случае, если общественное движение окажется жизнеспособным. На первых порах эта деятельность может быть развернута в сфере инициатив по поддержке семьи.

Семейные советы не должны брать на себя функции, исполняемые органами опеки, образования, даже родительскими советами в школах, полицией и т.д., дублировать их. Но их возможное влияние как аккумуляторов коллективного разума и коллективного опыта трудно переоценить. Именно как очаги тепла и разума семейные советы могут стать не только замкнутыми центрами деятельности, ориентированными на семью,  на уровне частной жизни, но и мощным рычагом воздействия как на власть, так и на иные социальные механизмы, как то СМИ, культурная деятельность в широком смысле слова и т.д.

Под эгидой семейных советов и при государственной поддержке   может осуществляться организация и деятельность бесплатных вечерних школ молодой семьи, обеспечение их профессионально разработанными программами и комплектация профессиональными педагогами. Семейные школы могут работать при общеобразовательных школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования. Метод взаимного обучения в них будет весьма эффективным.

Уверена: работники библиотек, учреждений дополнительного образования и все, кто работает с детьми вне стен школы, а может, и в ее стенах, получат в лице семейных советов прекрасных помощников.

В последние годы самое отрадное явление – возникновение и рост числа молодых православных семей. Распространение их опыта, если хотите,  введение его в моду, активное участие священнослужителей в работе семейных советов и особенно – школ молодой семьи могут оказать самое положительное воздействие на общественную обстановку в нашей стране. Однако если детские воскресные школы обычно организуются церковью для приходских детей из верующих семей, то семейные школы должны оставаться светскими. В их деятельности необходимо должны присутствовать не только элементы, касающиеся формирования умений создать разумный семейный бюджет, обустроить дом и семейный быт, навыки здоровой жизни, но и блоки культурного и религиозного воспитания. В частности, актуальное сегодня ознакомление с основами религиозной культуры (по выбору). Родителям эти знания едва ли не более необходимы, чем детям.

Семейными советами может  быть определен широкий диапазон поддержки воспитательной семейной деятельности. Сегодня можно лишь примерно наметить некоторые конкретные первоочередные и незамедлительные меры, исходя из представлений о том, какие именно факторы обладают наибольшим потенциалом как воспитательного – созидающего, так и разрушительного воздействия на личность и на массовое сознание.

Именно семейные советы могут взять на себя функции урегулирования взаимоотношений между обществом и телевизионным сообществом. Властные запреты едва ли решат эту проблему, они в таком случае расцениваются как покушение на свободу слова. Став средством выражения общественного мнения, рекомендации семейных советов могут более эффективно повлиять на нейтрализацию негативного воздействия работы телевидения и ее позитивную трансформацию в интересах общества. Недостаточно создания семейных и детских каналов. Необходимо преобразование картины мира, создаваемой телеканалами, перестановка акцентов и т.д. Всему этому могут способствовать семейные советы как органы коллективного разума и выразители общественного мнения.

Создание сети детских компьютерных и видеоклубов может также быть осуществлено под эгидой семейных советов при домоуправлениях и в школах. В этом случае мы получаем определенные гарантии того, что оснащение их аппаратурой и работа оплачиваемого материально ответственного и компетентного руководителя будет осуществляться под бдительным контролем заинтересованных лиц.

Семейные советы смогут добиться многого, в частности, снести две преграды между нашей семьей, особенно многодетной, и самыми важными средствами гуманизации человека, реанимации и воспитания души и отдельной личности, и всего народа. Мамы и папы, бабушки и дедушки, среди которых есть специалисты всех профилей, лучше всех смогут составить списки книг для семейных библиотек. Репертуар семейных просмотров кинофильмов и спектаклей просмотров должен определяться (или быть согласован) с территориальными семейными советами или по их заявке. За ними же остается обязанность организации культпоходов (да не смутит нас термин из прошлого), а  также семейного туризма, апробация программ праздников и т.д. Они же могут стать адресатами материальных дотаций на все перечисленные мероприятия. Они способны сделать помощь государства семье прямой и адресной и исключить разворовывание денег всевозможными фондами, комитетами и прочими борзыми посредниками.

Когда на одном из весьма представительных форумов я попыталась высказаться по поводу необходимости поддержки семьи, проректор крупного педагогического вуза в кулуарах резко одернул меня: «А деньги-то где? Вы же прекрасно знаете - денег нет!» На что? На спасение души народа нет денег?

Я согласна: нужны деньги на промышленность, на олимпиаду, на железные дороги и самолеты, на оборонку («Кто не хочет кормить своих солдат, будет кормить чужих»). Но ведь «кто не хочет строить школы, будет строить тюрьмы»! А построивший дом на песке должен приготовиться к гибели под его руинами…

 



Hosted by uCoz